Зараз вы тут: Артыкулы » О задачах гражданского образования

статья Валерия Жураковского
Валерий Жураковский – член Правления МПОО “АКТ”. Тренер, консультант, фасилитатор. С 1997 года провел свыше 200 тренингов в сфере менеджмента некоммерческих организаций, организационного и личностного развития.
Автор книг “Разработка и проведение информационных кампаний” и “Фасилитация рабочих встреч. Как эффективно обмениваться информацией, решать проблемы, принимать решения”.
E-mail: mailto:Valeri.Zhurakovski@tut.by

«Почему вот уже 15 лет мы занимаемся гражданским образованием, а ситуация только ухудшается? В чем причины столь низкой результативности нашей деятельности? Какие цели должны поставить перед собой сегодня просветительские общественные организации Беларуси?» Такие вопросы поставили перед собой ведущие белорусские организации гражданского образования в ходе круглого стола: «Каким сейчас должно быть гражданское образование в Беларуси?»

И пусть оценка собственной результативности была скорее эмоциональная (оценка эффективности деятельности общественных организаций – тема отдельного разговора), попытка переосмысления сделанного заслуживает пристального рассмотрения и открытой дискуссии. Позвольте мне поделиться своей точкой зрения на этот счет.

Но прежде чем начать рассматривать задачи гражданского образования в современной Беларуси, давайте вспомним цели образования как такового и рассмотрим, что мы имеем с образованием в Беларуси сегодня.

Большой энциклопедический словарь дает следующее определение: «ОБРАЗОВАНИЕ – процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры». В принципе, хорошее и правильное определение, вот только очень часто за умными и наукообразными определениями мы забываем о главном: «А зачем?»

Волчица учит своих детенышей охотиться, чтобы они смогли выжить в этом мире. Первобытный человек учился добывать себе пропитание, укрываться от непогоды, изготавливать орудия труда. От того, что человечество прошло длинную эволюцию развития, и мы стали более цивилизованными, основная цель образования не поменялась: научить человека быть более конкурентоспособным в этом мире, чтобы он мог обеспечить себе достойный уровень качества жизни. А если проще, как и тысячи лет назад мы вновь и вновь учимся выживать (для пессимистов) или жить красиво (для оптимистов).

Но человек живет не в одиночестве, а сообществами. И из истории мы знаем, что не всем сообществам удалось сохраниться до наших дней. Многие государства, народы, цивилизации исчезли с лица Земли. В групповой конкуренции выжили только те из них, чьи обычаи, традиции, моральные нормы, ценности, общественные институты способствовали выживанию. Просто-напросто выживают и умножаются группы, ведущие себя требуемым образом. И отсюда вторая цель образования – сохранение и развитие конкурентоспособных традиций, норм поведения и ценностей, обеспечивающих выживание и качество жизни сообществ.

А чему же нас учат сейчас, и способствует ли современная система образования целям повышения конкурентоспособности человека и сообществ? Если посмотреть на современную среднюю школу, дающую систему общего образования, то нельзя не заметить ее тяготения к академичности. Наших детей учат тому, что составляет основу научных знаний: языки, математика, физика, химия, география, биология, история и т.д.

Возможно, знание того, что такое рибонуклеиновая кислота и где находится Зимбабве и было важно для моего всестороннего развития как личности, но эти знания я так ни разу и не смог применить на практике за те 25 лет, что прошли с момента окончания школы. А вот действительно социально значимому опыту человечества, которым я пользуюсь ежедневно и который способствовал повышению моей конкурентоспособности и качества жизни, меня не учили ни в школе, ни в институте.

Нас не учат в школе общаться и выступать перед аудиторией, разрешать конфликтные ситуации, планировать свою жизнь и деятельность, управлять семейным бюджетом, выбирать качественные продукты питания и товары при покупке, отстаивать свою точку зрения и уважительно относиться к чужой, защищать свои права и т.д. Я уже не говорю о целом наборе знаний, навыков и качеств, которые определяются такими понятиями, как «лидерство» и «предприимчивость». Современная школа ставит своей целью передачу учащимся как можно большего объема знаний, но не учит генерировать новую информацию. Не учит творчеству. Нас не учат самому главному в этой жизни – быть ответственным за себя, за свое личное развитие, и быть активным в этом процессе.

За долгую историю человечество накопило такой огромный объем знаний, что ни один человек в мире просто физически не способен его освоить в силу краткости своей жизни. Поэтому абсолютно не важно, знаешь ты или нет, где находится Зимбабве. Гораздо важнее, умеешь ли ты пользоваться картой. Абсолютно бессмысленны тесты, выявляющие способности к запоминанию математических формул. Умение пользоваться справочниками и думать – это наиболее ценные навыки, требующиеся в повседневной жизни. И, наконец, значимым является умение человека определить, что лично для него является наиболее важным, и может ли он организовать свою деятельность для достижения своих приоритетов.

«Знания на каждый день» – вот та сфера знаний, которых, к сожалению, не дает формальное образование. И этот вакуум должен быть заполнен неформальным образованием, осуществляемым в том числе и просветительскими общественными организациями.
А что же по поводу второй цели образования – обучению нормам и ценностям жизни в сообществе? Этот вопрос гораздо сложнее, поскольку, говоря о культуре и ценностях, мы говорим о вещах, которые невозможно рационально обосновать. У разных социальных групп есть своя точка зрения о приемлемых нормах и ценностях. Религиозное образование, партийное образование, национально-культурное образование – все эти школы имеют дело с ценностями, нормами, культурой. И порой диаметрально противоположными.
И, тем не менее, нам жизненно важно учиться «искусству жить вместе» (Платон). Гражданское образование должно научить гражданина тому, как жить в современном обществе. Научить участвовать в общих делах, совместно с другими гражданами решая местные и государственные проблемы. Но встает вопрос: научить на базе каких ценностей?

В современном западном обществе пришли к консенсусу, что такими ценностями являются демократия, свобода и права человека. В этом смысле, современное гражданское образование в странах Запада является синонимом обучения демократии. Условие существования демократии – граждане, которые обладают умением делать мудрый и рациональный выбор, умеют критически мыслить, понимают значение права, терпимо относятся к политическим противникам, могут критически анализировать информацию, поданную им в средствах массовой информации, активно интересуются общественной, политической и экономической сторонами жизни.

Главной целью гражданского образования за рубежом можно считать получение необходимой и достаточной информации о политической системе своей страны и воспитание гражданской политической культуры. Знания о Конституции страны и об устройстве политической системы, знания о сущности и дилеммах демократии, знания о правах человека и механизмах их защиты. На этом фундаменте в зависимости от национальных традиций в области образования выстраиваются конкретные модели гражданского образования. Гражданское образование в западных странах выстроено также на определенных этических принципах. Среди них – патриотизм, уважение к личности другого человека, недопустимость принуждения и конформизма.
А какова ситуация с гражданским образованием в Беларуси?

Сегодня мы живем в обществе, где нет консенсуса по вопросу базовых ценностей. Одна часть общества верит в идеалы социальной справедливости, большего равенства, социальной защищенности, которые достигаются за счет сильной государственной власти, плановой экономики и неприятия частного предпринимательства. Другая часть общества отстаивает идеалы демократии, свободы и прав человека.

В этой ситуации на базе двух систем ценностей возникло две конкурирующие системы гражданского образования. С одной стороны, сильная власть, сделавшая ставку на первую часть общества, активно создает систему «идеологического воспитания». В рамках этой системы происходит воспитание граждан в духе лояльности по отношению к государственной власти, проявлению безоговорочной поддержки проводимого ею государственного курса. Преимущественное значение при этом придается не знаниям и умениям, а убеждениям, созданию привлекательного образа действительности.

С другой стороны, частью общественных организаций создана неформальная система гражданского образования, в рамках которой граждане обучаются демократии, активному участию в жизни общества, как на местном, так и национальном уровне. Причем, в рамках существующей сегодня политической системы и культуры система неформального гражданского образования воспринята как угроза для власти и как вмешательство в процесс принятия государственных решений. Недаром в ряде законодательных нормативных документов (например, Указ Президента Республики Беларусь №300 от 01.07.2005) проведение образовательных семинаров приравнено к «осуществлению деятельности, направленной на изменение конституционного строя Республики Беларусь, захват или свержение государственной власти», и их спонсирование запрещено.

Безусловно, существуют политические партии, которые ставят своей целью смену власти, готовят новые законодательные инициативы, в том числе и изменения в Конституции. В рамках этой деятельности они, наряду с другими действиями, проводят также свои образовательные мероприятия. Однако, «смена режима» никогда не была и не может быть задачей гражданского образования. Это задача политических партий, для достижения которой они и созданы согласно действующего законодательства. И для достижения которой они пользуются своими методами и технологиями.

Нельзя путать обучение участию в выборах с целью прихода к власти (что является задачей политических партий) с обучением участию в выборах, как элементу культуры принятия совместного решения по приоритетным для сообщества вопросам (что является задачей гражданского образования). Сами по себе демократические институты, одним из которых являются и выборы, без демократической культуры в обществе еще ничего не значат. В свое время Гитлер пришел к власти в ходе свободных и демократических выборов. Провел четыре референдума, которые выиграл. И все мы помним, чем это закончилось. Совсем недавно в Палестине в результате выборов к власти пришла террористическая организация «Хамас». Победить на выборах не трудно, гораздо сложнее победить на ценностном уровне.

Итак, нашим гражданам приходится жить во время столкновения различных культурных и ценностных норм. И задача гражданского образования в Беларуси сегодня – бережно сохранить все лучшие культурные традиции прошлого и помочь гражданам освоить новые нормы поведения, которых требует изменение условий жизни. Причем, не надо наступать на старые грабли и обучать ради мифического «светлого будущего». В каких бы формах это будущее ни представлялось. Не надо, слепо копируя зарубежный опыт, обучать граждан тому, чему нет применения сегодня. Неформальное гражданское образование имеет дело, как правило, с обучением взрослых. И если взрослый человек не может применить на практике полученные знания в течение месяца после обучения, то эти знания забываются, и обучение становится бессмысленным. Гражданское образование должно быть практичным и опираться на уже существующие нормы, традиции, опыт.

Каким же «практикам» стоит отдавать приоритет сегодня неформальному гражданскому образованию в Беларуси при обучении граждан «искусству жить вместе»? Мое личное мнение заключается в том, что сегодня нужно обратить пристальное внимание на самые распространенные объединения граждан и обучать их в соответствии с их текущими потребностями нормам эффективного взаимодействия.

И наиболее распространенной, влиятельной и, соответственно, приоритетной целевой группой, с моей точки зрения, является семья. На каких принципах в семье строится взаимодействие граждан различных полов, возрастов, убеждений? Как принимаются решения в семье сегодня? На каких принципах основано ведение домашнего хозяйства? Является ли семейный бюджет открытым для всех членов семьи? Именно обучение эффективным нормам поведения в малой группе (какой является семья), эффективным способам организации совместной жизни и деятельности – это та сфера знаний, которая сегодня может найти живой отклик у целевой группы, имеет наиболее большое практическое значение и является наиболее благодатной областью для распространения различных демократических практик.

Следующая наиболее распространенная целевая группа – это совместно проживающие группы граждан. Особенно, если эти группы формализованы в жилищные кооперативы и товарищества собственников. Сегодня, когда государство все больше и больше снимает с себя обязанности по заботе о среде проживания граждан, для людей наиболее актуально научиться взятию этой ответственности на себя и организации совместной деятельности по благоустройству своей среды проживания.

И, наконец, следующая наиболее распространенная и влиятельная целевая группа – формальные и неформальные объединения граждан по интересам. Причем, рассматривая эту целевую группу, не стоит ограничивать себя только общественными объединениями и инициативами. Различного рода родительские комитеты в школах, попечительские советы, молодежные команды КВН, профессиональные союзы, клубы, творческие кружки и т.д. Какими бы ни были цели этих объединений, все они нуждаются в обучении эффективным способам организации своей деятельности и являются носителями культуры активного участия граждан в жизни своих сообществ.

Аристотель утверждал, что «Лучше всего безусловное понятие гражданина может быть определено через участие в суде и власти». Несомненно, участие в выборах в представительные органы власти является наиболее концентрированной формой участия граждан в жизни государства. Нельзя об этом забывать и это игнорировать. Однако выборы проходят раз в 5 лет. На такой редко применяемой практике очень сложно обучить граждан политической культуре и нормам участия в общественной жизни. «Демократические практики на каждый день» – это тот фокус, которого сегодня должны держаться организации гражданского образования в Беларуси.

У меня нет сомнений в том, что потенциал существующей системы неформального гражданского образования, наработанный опыт, методики и кадры позволяют разработать адекватные современным потребностям образовательные программы. Ключевой вопрос, который сегодня остается открытым: как сделать гражданское образование массовым явлением? Как сделать так, чтобы каждый гражданин, независимо от возраста, пола, уровня образованности имел возможность пройти нужное ему обучение в рамках системы гражданского образования?

Впервые материал был опубликован в бюллетене «Теория и практика некоммерческих организаций и местных сообществ». Международное просветительское общественное объединение «АКТ». Выпуск от 24.02.2006. http://www.actngo.info/ru/node/63

Сеткi:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники

Дадаць каментар

© 2012-2017 Асацыяцыя дадатковай адукацыі і асветы · Падпiшыся:ЗапісыКаментары